Голубое лобби в РПЦ Священники с традиционной сексуальной ориентацией боятся, что скоро окажутся в меньшинстве Среди
церковнослужителей и православных верующих Свердловской области бушует
страшный скандал: глава епархии Владыка Никон уличен в мужеложестве, а
также рукоприкладстве, пьянстве и богохульстве. 52 местных батюшки
подали 88 рапортов Патриарху Алексию II с жалобами на своего епископа. В
ответ руководством РПЦ епископу-содомиту всего лишь объявлен выговор.
Радетели священнического целомудрия, явившиеся зачинщиками
антиниконианского бунта, наказаны гораздо круче: игумен Тихон (Затекин)
освобожден от обязанностей наместника Свято-Николаевского Верхотурского
монастыря, игумен Авраам (Рейдман) - от обязанностей наместника
монастыря во имя Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге. Журналист
Максим Гликин, автор ряда популярных книг о современной российской
преступности, анализирует тайную подоплеку столь либерального отношения
верхушки РПЦ к процветающему в среде священников гомосексуализму. ***
Священники с традиционной сексуальной ориентацией боятся, что скоро
окажутся в меньшинстве Максим Гликин В истории с разоблачением
"голубого" епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона и
последующим отлучением священников-разоблачителей от приходов много
неясного и даже фантастического - особенно для тех, кто плохо
разбирается во внутрицерковной кухне. Оставим пока в стороне вопрос о
том, как чисто психологически этому священнослужителю удавалось
совмещать свои прямые обязанности с содомским грехом. Гораздо интереснее
два других вопроса. Первый: почему он прелюбодействовал так дерзко,
нагло, почти открыто - не на какой-нибудь конспиративной квартире, как
Скуратов, или в подпольной бане, как Ковалев, а прямо в монастырях -
доверяя свои сердечные тайны случайным, непроверенным людям? И второй:
почему высшие иерархи православной - по определению самой ортодоксальной
- церкви решили покарать не содомита, а тех, кто попытался вывести его
на чистую воду. Речь идет даже не о справедливости, а о церковном
авторитете. Очевидно, что неадекватное решение Синода вызовет не только
скандал, но и массовый отток верующих. А в связи с этим - если
рассуждать более меркантильно - значительные финансовые потери.
Получается, православные авторитеты сознательно терпели неизбежные в
этой ситуации убытки, лишь бы оставить епископа Никона на его посту?
Выходит, решение это связано с некоей принципиальной позицией
патриархии? Каковы же эти принципы, каковы критерии кадровой политики в
Русской православной церкви образца 99-го? Ключ к пониманию этих
загадочных критериев можно найти в словах самого Никона. В рапорте
игумена Тихона, наместника Верхотурского Свято-Николаевского монастыря,
говорится, что Никон требовал приводить к нему для сексуальных
развлечений юношей (келейников). Архиерей-содомит заявлял при этом: "В
других епархиях настоятели монастырей занимаются поставкой мальчиков
Правящим Архиереям ... и если на мое место придет другой Архиерей, то он
тебя, Тихон, выгонит за то, что ты не будешь поставлять ему мальчиков".
Это не было блефом, пустой угрозой. О том, что "голубой досуг"
священнослужителей - явление если не повсеместное, то, по крайней мере,
достаточно распространенное, есть не только устные свидетельства
пострадавших, не только слухи и толки - но и вполне конкретные факты из
криминальной хроники. В Москве, например, не так давно проходил
весьма примечательный судебный процесс, где в роли потерпевшего выступал
иеромонах Амвросий из храма Всех Святых на Соколе. Судили двух юношей:
Ивана Лукашко и Дениса Ковалева. Судили за нанесение тяжких телесных
повреждений - Денис пырнул отца Амвросия кухонным ножом. История
банальная. Иеромонах познакомился с парнями на улице, пригласил их в
офис церковного издательства, где он работал, напоил коньяком, помыл в
душе и вместе с ними возлег. Парнишки попытались было оказать
сопротивление, но дородный батюшка проявил настойчивость. Денису ничего
не оставалось, как схватить нож... И такие истории - сплошь и рядом.
При расследовании убийства отца Александра Меня выяснилось, что
примерно в то же время было убито еще несколько священников. В связи с
этим следствие отрабатывало версию о маньяке-гомосексуалисте, сводившем
счеты со своими партнерами. Еще один весьма характерный случай
произошел в городке Каменск-Шахтинский Ростовской области. Там за
соучастие в изнасиловании арестовали иеромонаха Владимира, настоятеля
единственного в городе православного молитвенного дома. При обыске у
святого отца обнаружили целый секс-шоп: видеокассеты с крутой порнухой,
несколько искусственных половых членов и прочую отнюдь не церковную
утварь. А, кроме того, отыскали наркотики - марихуану. Позже выяснилось,
что за спиной у 32-летнего батюшки - 8 лет лагерей. В истории с
отцом Владимиром все более-менее ясно: многие люди меняют свою половую
ориентацию в зонах, где их "опускают" ("петушат") за различные
проступки. Но почему подобные же наклонности образуются у вполне
цивилизованных людей, проповедующих христианские добродетели, помнящих,
что за сексуальные извращения Всевышний уничтожил 5 городов? И почему
церковное начальство постоянно опускает глаза на греховные наклонности
православных пастырей - также, как и на их уголовное прошлое? Характерно,
что героями большинства "голубых" скандалов становятся монашествующие
священнослужители. С одной стороны, постриг дает шансы для более
быстрого карьерного роста: в православии именно монахи стоят на самых
высоких ступенях церковной иерархии. С другой стороны, жизнь в монастыре
чем-то сродни жизни на "зоне". Дефицит женского пола компенсируется за
счет "собственных ресурсов", в данном случае - силами юных послушников и
семинаристов. Так, вероятно, было испокон веков. Но именно сейчас
конфликт между священниками нетрадиционной ориентации и
священниками-"натуралами" достиг особый остроты и уже выплескивается в
СМИ. Дело не в так называемой гласности. Но в том, что настоящих
священников - не атеистов в рясах - все больше беспокоит одна страшная
тенденция, которую они сами называют "голубым лобби". Нетрадиционная
ориентация батюшек все больше превращается в традиционную. Все больше
"голубых" священнослужителей оказываются на ключевых постах в
региональных епархиях. И осведомленные люди замечают, что это происходит
не по закону случайных чисел, но является продуманной кадровой
политикой. Ничто не объединяет людей сильнее, чем соучастие в
преступлении. Круговая порука клерикалов только крепнет от их общих
гомосексуальных тайн. Описанные в рапортах потерпевших священников и
семинаристов "приставания" со стороны епископа являются в некотором
смысле кадровым отбором. Понятно ведь, что небедный архиерей мог бы
найти мальчиков и на стороне - рынок всевозможных сексуальных услуг в
России достаточно сформирован. Но этому святому отцу было важно, чтобы в
контакт с ним вступали свои. Предложение заняться любовью являлось
своего рода "проверкой на вшивость", поиском сторонников и соратников.
Не случайно за согласие разделить с ним постель епископ обещал повышение
по церковной службе - и, в общем-то, выполнял свои обещания. "Голубое
лобби" создается по вертикальному принципу - от маленьких приходов до
мощных епархий, от дьячков до архиепископов. Свердловский бунт
"ретроградов" по большому счету был жестом отчаяния. Отец Тихон и его
единомышленники, похоже, не были удивлены реакцией патриархии - потому и
не очень торопились сообщать о "шалостях" епископа Никона. Они не
сомневались, что епископ имеет высоких покровителей. Что информация,
поступающая к патриарху, строго дозируется - и симпатия тех, кто ее
фильтрует, не на стороне разоблачителей. Увы, предсказуема была и
реакция Священного Синода. Не то чтобы члены этого высокого собрания
имеют пресловутую ориентацию. Просто нынешнее положение вещей
православную элиту вполне устраивает - и с точки зрения управляемости
церковными кадрами, и с точки зрения стабильности и преемственности
власти. И с точки зрения совместного бизнеса. Общеизвестно, что
Русская православная церковь сегодня - это мощная финансово-промышленная
империя. Фактически каждый приход - это коммерческое предприятие,
оперирующее в основном черным налом. Наряду с мелкими фирмами есть и
солидные концерны-крупняки. Такие, как предприятие "Софрино", в пору
расцвета таможенных льгот ставшее одним из крупнейших в России
импортеров табака, а также вина из Европы. Кроме того, РПЦ является
главным соучредителем РАО "МЭС", в середине 90-х возглавившего список
крупнейших нефтяных спецэкспортеров. Кроме того, под контролем РПЦ
до не давнего времени действовало АОЗТ "Артгемма" - предприятие,
созданное для огранки алмазов, но на манер "Голден АДА" предпочитавшее
отправлять необработанные камешки, поступавшие из кладовых Гохрана, за
рубеж - в основном, в Бельгию. (Кстати, по некоторым сведениям,
"Артгемме" якобы покровительствовал зам руководителя Гохрана Александр
Абрамов, тяготевший к общения с "голубыми" клириками, которых он не раз
одарял сокровищами Гохрана). Очевидно, что значительная часть
"церковных" финансовых потоков протекает через ту область нашей
экономики, которую принято называть "теневой". Бизнес этот связан с
большими рисками, с повышенными требованиями к хранению коммерческих
тайн, строится больше не на бумажных, а на устных договоренностях.
Интимная и одновременно греховная связь партнеров по бизнесу - лучший
залог надежности и стабильности предприятия. Кстати, упомянутый
герой "голубого" скандала отец Амвросий крестил и проповедовал не
где-нибудь, а во Всехсвятской церкви, которая с застойных времен была
второй в Москве по доходам после кафедрального собора. А покровитель
отца Амвросия, настоятель Всехсвятской церкви епископ Бронницкий Тихон
возглавляет к тому же церковное издательство и является, если можно так
выразиться, одним из топ-менеджеров православной финансовой империи. ...Автор
этих строк имел долгий и откровенный разговор с отцом Фомой - одним из
тех священнослужителей Свердловской области, которые осмелились перейти в
открытую оппозицию к "голубому" епископу. Меня интересовал тот вопрос,
который прозвучал в начале этих заметок: как чисто психологически
сочетаются в умах православных иерархов священнодействие и сексуальные
извращения? Являются ли эти люди в рясах убежденными атеистами - в
лучших традициях советских времен, когда церковная карьера зависела от
согласия сотрудничать с КГБ? Или они все же мнят себя верующими, однако
провели негласную ревизию христианских канонов, отменили для себя многие
запреты и с недавних пор не считают гомосексуализм грехом? Так
поступили, например, некоторые из протестантов. Впрочем, и русские
традиции богаты различными еретическими течениями, связанные с
сексуальным ревизионизмом православия - вспомним хотя бы хлыстовство.
Так может, это не атеизм, а новая ересь? Отец Фома сказал, что не
знает ответа на эти вопросы. Но помнит, что именно такого рода
вырожденческие тенденции в церкви описаны в Апокалипсисе. Те же слова я
слышал и от других священников. Похоже, "голубые" скандалы подхлестывают
в религиозной среде апокалиптические настроения не в меньшей степени,
чем война на Балканах.